30 апреля 2022 г.

 

Формирование навыка чтения у обучающихся с ОВЗ, как компонента функциональной грамотности, на аналитическом этапе

Авторы: учитель-логопед Зыкова Н.С., учитель начальных классов Романова Т.В. 

Для чего человек читает? Чтение осуществляется ради того, чтобы понять информацию, которая заключена в тексте, осознать её смысл, понять содержание. Чтение- это сложный процесс, где принимают участие все мыслительные анализаторы человека: зрительные, речедвигательные, речеслуховые.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону чтения и смысловую. Смысловое чтение- это последний этап в формировании чтения. Чтение взрослого человека- это сформировавшееся действие, навык, который проходит определённые этапы становления.

У детей младшего школьного возраста с ОВЗ выделены следующие этапы формирования функциональной грамотности: аналитический этап, синтетический этап и этап автоматизации.

В статье мы более подробно остановимся на 1 этапе. Аналитический этап требует от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его.

Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка чтения - аналитическом.

На этом этапе у обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, УО) существуют препятствия при овладении слоговым чтением:

·     нарушение звукопроизношения;

·        бедный словарный запас;

·        низкий уровень развития зрительного, фонематического восприятия;

·        низкий уровень развития мыслительных операций, который препятствует формированию навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

В начальных классах у детей иногда страдает звукопроизношение. Устранением речевых нарушений занимается учитель-логопед. Учитель начальных классов обязан направить ребёнка к специалисту, так как эти нарушения препятствуют формированию навыка чтения и письма. Но незначительные дефекты произношения таким детям может помочь устранить учитель начальных классов.

                       Для устранения недостатков звукопроизношения у обучающихся 1 классов учитель может использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, упражнения для развития дикции, интонирования. Родители, по рекомендации логопеда, занимаются с отдельными детьми, имеющими сложные речевые дефекты, ещё и дома.

Следующая трудность на пути усвоения слогового чтения у детей с ОВЗ - бедность словаря предметов, действий и, особенно, признаков.

                      Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря предметов, действий, признаков обучающихся должна вестись постоянно: на уроках, во внеурочной

деятельности, дома с родителями. На каждом уроке учителю необходимо использовать наглядность: видео, картинки, схемы, рисунки для раскрытия значения слов или понятий. Часто, особенно у детей с умственной отсталостью, необходимо создать подобную ситуацию. Мы предлагаем вам в помощь книги Брежневых «Хочу всё знать» в 2 частях. В рабочих тетрадях все задания даются в черно-белом варианте, который обучающиеся могут раскрашивать, обводить и вместе, с учителем и родителями, отвечать на вопросы заданий. [ 1]

Низкий уровень развития фонематического восприятия препятствует формированию навыка чтения. Учителю необходимо убедиться, что обучающийся начальных классов правильно называет звуки, соответствующие буквам. Например, буква Пэ -это звук (П), произносится отрывисто, без призвука, без голоса, так как это звук глухой; буква эЛь- это звук (Л), произносится протяжно, с голосом и т.д. Настоятельно рекомендуется для детей с ОВЗ, на начальном этапе, все буквы произносить как звуки.

На уроках и занятиях мы используем разнообразные игры, презентации по развитию звукобуквенного анализа.

Знание букв - это следующая ступенька к овладению навыком чтения. Чем лучше ребёнок знает буквы, умеет произносить звук, соответствующий букве, быстро переключаться с одной буквы(звука) на другую (другой), тем легче будет протекать процесс чтения. Вот некоторые тактильно-слуховые приёмы по запоминанию образа букв:

ž Изготовление букв из пластилина, мягкой проволоки

ž Раскрашивание букв и пропевание гласных звуков, которые они обозначают, на любой мотив

ž Обведение букв по трафарету, шаблону, линейке букв, рисование букв на песке и называние их

ž Конструирование букв и их отдельных элементов из счётных палочек, карандашей, геометрических фигур, мозаики, шнурков,

ž Написание нужной буквы пальцем, смоченным водой, и называние её, работа с магнитной азбукой

·         Выложить эти буквы из палочек, карандашей, пластилина; написать пальцем на стекле, нарисовать рисунок с этой буквой. Соотнести эти буквы с различными предметами, названия которых начинаются на эту букву: М- мамина буква, П- папина буква и т.д.

·        Если ребёнок слабо различает не буквы, а звуки (заменяет З-С, П-Б, Ч-Ть-Щ,Ж-З,Р-Л,Ц-С и др.) по звонкости –глухости или по сходству звучания, то необходимо обратиться к учителю -логопеду за консультацией и выполнить ряд заданий по устранению нарушений на ИГЗ.

·        Если обучающийся заменяет отдельные звуки с неправильной их артикуляцией (Р-Л, Л-В), то необходимо обратиться к учителю -логопеду за консультацией.

Умение правильно произносить звуки, поможет ребёнку быстро сливать звуки в слоги, а потом и в слова. На первых порах все буквы называем, как звуки и никак иначе для детей с ОВЗ. Очень поможет книги Жуковой Н. «Букварь» [2] и Новиковой «Логопедическая азбука» (ч. 1)[3],  магнитная азбука, «Учимся читать сами», практическое пособие «Говорящие игры. Обучение грамоте»

Низкий самоконтроль затрудняет процесс чтения по слогам, поэтому необходимо помочь ребёнку на этом этапе различными приёмами: чтение с «окошечком», палец самого ребёнка, линейку или закладку. Этот этап очень важен для ребёнка: теперь в процессе слияния слогов получается слово, которое имеет смысловое значение. В книге Костроминой С.Н., Нагаевой Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению» [4] очень подробно описаны эти и другие приёмы устранения недостатков чтения.

Играя со слогами, мы закрепляем слоговой способ чтения у детей. Постепенно маленький читатель начинает овладевать более совершенным способом чтения. Теперь же в процессе слияния слогов получается слово, которое в отличие от слога имеет смысловое значение. 

В заключение нашей статьи следует отметить, что вся работа по формированию навыка смыслового чтения и коррекции должна вестись в комплексе. Очень важно в этом процессе взаимодействие учителя с родителями. А для детей с ОВЗ главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя и родителей выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово - и у ребенка пропадает неуверенность в себе.

Следующая методическая литература поможет вам в работе по формированию правильного навыка чтения у детей с ОВЗ.

Литература

1.     Брежнева Н.Е., Брежнева Е.А. Хочу всё знать, в 2 частях. - Изд-во «Владос» , 2006г.

2.     Жукова Н.С. Букварь.- Изд-во «Эксмодетство»,2017г. [2]

3.     Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов-М.: Издательство «Флинта», 1997

4.     Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.-М.:Ось-89,2001г.[4]

5.     Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма младших школьников _ СПб.: Изд-во «Союз» 2001г.

6.     Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.- СПб.: Союз,1998г.

7.     Новиковой Е.В. «Логопедическая азбука» (в 2 ч.), Изд-во «Гном»,2019г. [3]

8.     Узорова О.В., Невзоров Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. _М: АСТ : Астрель,2014г.

9.     Удзенко А.В., Колтыгина Л.С. Звукарик.- Екатеринбург: Изд-во «Литур»,2000г

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий