4 апреля 2019 г.

Выступление на XVI территориальной конференции педагогов" Эффективные практики,направленные на реализацию приоритетных направлений национального проекта "Образование"

Коррекция недостатков   развития обучающихся с ЗПР на логопедических занятиях

В каждом классе есть дети, которые отличаются от основной массы учащихся начального звена своим поведением, уровнем развития речи, особенностью психики, темпом обучения, развитием внимания, памяти, восприятия и т.д. Учитель испытывает на уроке значительные трудности в организации таких детей в учебный процесс. О некоторых приёмах и методах коррекционной работы с обучающими с ЗПР, которые я применяю в своей практике, я хочу вас познакомить.

 Обучающиеся с ЗПР, поступающие в нашу школу-интернат, в сентябре месяце проходят диагностическое обследование по методике Фотековой Т.А.
В результате диагностики в 1 классе были выявлены множественные нарушения речевого развития. По результатам диагностики учителя-психолога, учителя-дефектолога у детей было не сформировано пространственное, зрительное восприятие, очень низкий уровень слуховой, зрительной и моторной памяти, очень низкая мотивация к учёбе, низкое развитие мелкой моторики пальцев рук.
Я хочу представить некоторые приёмы и виды работ по коррекции недостатков   развития обучающихся 2 класса с ЗПР на логопедических занятиях.
Для коррекции зрительного внимания, восприятия и памяти мы ведём с детьми две тетради: в линейку и клеточку. В тетради в клетку мы отсчитываем клеточки и записываем число, рисуем   по клеточкам, трафаретам и т д. В тетради в линейку мы учимся ориентироваться в линеечках и правильно оформлять свою работу, т.к. некоторые дети до сих пор не могут правильно ориентироваться в тетради на уроках русского языка и математики
При коррекции фонематического восприятия, звуко -буквенного анализа и синтеза мы с учителем начальных классов используем письмо тремя ручками: красной- обозначаем гласные, синей- твёрдые согласные, зелёной-мягкие согласные. Дети очень быстро привыкают к такому письму и ошибок в написании слов, предложений становиться намного меньше. В процессе такого письма учащиеся с ЗПР успевают проанализировать написание слов: прошептать себе каждый звук, вспомнить образ буквы, провести языковой анализ слова и записать слово правильно. В результате этого приёма у детей количество ошибок сокращается в несколько раз, о чём свидетельствуют результаты диктантов в классе.
Активизация словаря обучающихся с ЗПР одна из самых главных задача учителя-логопеда в любом классе. Эту работу мы проводим по- разному. Хочу остановиться на нескольких видах: использование натуральных, игрушечных, схематичных предметов по теме «Посуда». Каждый предмет имеет определённые   образ и   признаки, по которым обычный ребёнок может выделить его из множества. Дети с ЗПР с трудом воспринимают эти признаки и анализируют их, поэтому необходимо каждое слово по возможности сопровождать разными картинками, фотографиями, игрушечными и реальными предметами. Постоянное проговаривание названий предметов на картинках, слова-действия, производимые с этими предметами, определение признаков предметов по цвету, форме, качеству материалов способствует обогащению словаря активного и пассивного словаря детей с ЗПР, развитию умения образовывать новые слова и использовать их в речи.
 При коррекции лексико-грамматического строя речи каждое слово мы пытаемся ввести в такую речевую единицу как предложение. В 1 классе составляем предложения   из 2-3 слов без предлогов, в 1-2 и 2 классе-предложения из 4-6 слов с предлогами и без них. Одной из особенность всех детей с ЗПР является то, что они: они не понимают значение предлогов и почти не употребляют их в речи. Приходиться каждый предлог изучать отдельно: разбирать значение предлога, показывать наглядно. Обязательно необходимо закреплять предлог в речи ребёнка, учить находить место предлога в предложении. При написании предложения дети с ЗПР очень долго затрудняются в применении правила начала и конца предложения, забывают написать предлог или пишут его слитно со словом. Для предотвращения это речевого нарушения в письменной речи мы с учителем начальной школы используем: схемы предложения, где обязательно пишем предлог. Работа с деформированными предложениями способствует выработке умения работать по многошаговой инструкции, развивать самоконтроль, языковое чутьё.
Предложенные вашему вниманию приёмы работы с тремя разноцветными ручками и символами слов и предложений поможет в вашей работе с детьми с ЗПР по развитию самоконтроля, фонематического анализа и синтеза, дифференциации мягких и твёрдых согласных, развитию пространственной ориентации, лексико-грамматического строя. выработает языковое чутьё. Успехов Вам ! Автор: Зыкова Н.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий