Пути повышения эффективности обучения грамоте детей –билингвистов с ЗПР в условиях школы-интерната.
.
Изменения в современном обществе затрагивает все сферы жизни
человека от рождения и до старости. Современная школа претерпевает
значительные преобразования.
Педагоги и родители коррекционных школ с тревогой наблюдают за
этим процессом. Среди обучающихся коррекционных учреждений большой
процент детей с двуязычием. Они не могут полноценно усваивать школьную
программу из-за языкового барьера, который необходимо преодолеть.
Двуязычие часто сочетается с задержкой психического развития, что
значительно усложняет процесс обучения. Одним из принципов ФГОС для
детей с ОВЗ является принцип создания благоприятной социальной ситуации
для развития и обучения каждого ребёнка. Одна из целей специальных
государственных стандартов – равенство возможностей для каждого
обучающегося и создание оптимальных условий для получения
качественного образования.
В настоящее время в начальных классах для обучающихся с задержкой психического развития школы-интерната «Перспектива» обучаются дети разных национальностей: таджики, армяне, узбеки, татары, мордва, казахи. Незнание русского языка становится большим препятствием для овладения знаниями и общения с окружающими. Задача начальной школы – языковая адаптация младших школьников при условии уважения к их родному языку. Обучение грамоте – первая ступень в данном процессе. Причинами трудностей в усвоении русского языка могут быть: 2 Отсутствие звука и буквы русского языка в родном языке ребёнка – билингвиста. Отсутствие языковой практики в русском языке дома. Отсутствие желания самого ребёнка изучать русский язык. Для языковой адаптации ребёнка – билингвиста мы проводим следующую коррекционную работу: Работа по формированию и развитию фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций на уроках и коррекционных занятиях. Обогащение словарного запаса русского языка ребёнка-билингвиста. Погружение ребёнка-билингвиста в активную речевую среду в школе и дома. Для эффективности усвоения звуков и образа букв русского языка, обогащения словаря мы используем следующие приёмы и методы: Тактильно-слуховые приёмы и методы Артикуляционная зарядка Изготовление букв из пластилина, мягкой проволоки Раскрашивание буквы и пропевание гласных звуков, которые она обозначает, на любой мотив. Обведение букв по трафарету, шаблону, линейке букв, рисование букв на песке и называние их 3 Конструирование букв из счётных палочек, карандашей, геометрических фигур, мозаики, шнурков, отдельных элементов Написание нужной буквы и называние её на русском языке, работа с магнитной азбукой Инсценировки и перевод сказок, пословиц, поговорок, загадок на родной язык ребёнка-билингвиста Определение пары и цвета для букв Работа с линейкой букв Рисование по песку Работа с магнитной и «говорящей» азбукой 4 Работая в тесной связи с логопедом, на каждом уроке проводим артикуляционную зарядку с применением индивидуальных зеркал. Укрепление мышц языка – процесс длительный, утомительный, не всегда приятный для детей, но необходимый при коррекции звукопроизношения, поэтому эти упражнения облекаются в стихотворные строчки или сказки о язычке, проводятся в игровой форме. Для сравнения дети разных национальностей переводят стихи на родной язык. Были случаи, когда один ученик переводит инструкцию или стихотворение другому ученику той же национальности. Обогащение словаря и развитие речи проходит при рассматривании картинок и озвучивании изображённого предмета, его действия, признака на русском языке с переводом на родной язык; при инсценировании сказок, заучивании пословиц, загадок, поговорок на русском языке. Понять смысл сказок, пословиц, загадок, поговорок помогает перевод на родной язык; 5 при составлении рассказов по картинкам и пересказах по опорным схемам. В языковой адаптации обучающихся с двуязычием огромную роль играют родители. Для просветительской работы в школе-интернате работает «Школа для заботливых родителей». Программа работы «Школы для заботливых родителей» позволяет реализовать основные задачи школьного учреждения и стимулировать родителей к максимальному участию в жизни ребёнка, в его достижениях в процессе образования и творческом саморазвитии. Занятия проводились по следующим темам логопедического блока: «Эти коварные звуки» (нарушение звукопроизношения). «Пойми меня правильно» (устная связная речь). Трудности детей с двуязычием. Фонематическое восприятие ребёнка и успешное обучение русскому языку. Советы специалистов помогают родителям и детям толерантно относиться к трудностям ребёнка при изучении русского языка и умело сочетать в речи оба языка. Коррекционная работа с детьми - билингвистами с задержкой психического развития позволяет удовлетворить их образовательные потребности , тем самым – открыть путь к общему образованию .
В настоящее время в начальных классах для обучающихся с задержкой психического развития школы-интерната «Перспектива» обучаются дети разных национальностей: таджики, армяне, узбеки, татары, мордва, казахи. Незнание русского языка становится большим препятствием для овладения знаниями и общения с окружающими. Задача начальной школы – языковая адаптация младших школьников при условии уважения к их родному языку. Обучение грамоте – первая ступень в данном процессе. Причинами трудностей в усвоении русского языка могут быть: 2 Отсутствие звука и буквы русского языка в родном языке ребёнка – билингвиста. Отсутствие языковой практики в русском языке дома. Отсутствие желания самого ребёнка изучать русский язык. Для языковой адаптации ребёнка – билингвиста мы проводим следующую коррекционную работу: Работа по формированию и развитию фонематического восприятия, артикуляционного аппарата, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций на уроках и коррекционных занятиях. Обогащение словарного запаса русского языка ребёнка-билингвиста. Погружение ребёнка-билингвиста в активную речевую среду в школе и дома. Для эффективности усвоения звуков и образа букв русского языка, обогащения словаря мы используем следующие приёмы и методы: Тактильно-слуховые приёмы и методы Артикуляционная зарядка Изготовление букв из пластилина, мягкой проволоки Раскрашивание буквы и пропевание гласных звуков, которые она обозначает, на любой мотив. Обведение букв по трафарету, шаблону, линейке букв, рисование букв на песке и называние их 3 Конструирование букв из счётных палочек, карандашей, геометрических фигур, мозаики, шнурков, отдельных элементов Написание нужной буквы и называние её на русском языке, работа с магнитной азбукой Инсценировки и перевод сказок, пословиц, поговорок, загадок на родной язык ребёнка-билингвиста Определение пары и цвета для букв Работа с линейкой букв Рисование по песку Работа с магнитной и «говорящей» азбукой 4 Работая в тесной связи с логопедом, на каждом уроке проводим артикуляционную зарядку с применением индивидуальных зеркал. Укрепление мышц языка – процесс длительный, утомительный, не всегда приятный для детей, но необходимый при коррекции звукопроизношения, поэтому эти упражнения облекаются в стихотворные строчки или сказки о язычке, проводятся в игровой форме. Для сравнения дети разных национальностей переводят стихи на родной язык. Были случаи, когда один ученик переводит инструкцию или стихотворение другому ученику той же национальности. Обогащение словаря и развитие речи проходит при рассматривании картинок и озвучивании изображённого предмета, его действия, признака на русском языке с переводом на родной язык; при инсценировании сказок, заучивании пословиц, загадок, поговорок на русском языке. Понять смысл сказок, пословиц, загадок, поговорок помогает перевод на родной язык; 5 при составлении рассказов по картинкам и пересказах по опорным схемам. В языковой адаптации обучающихся с двуязычием огромную роль играют родители. Для просветительской работы в школе-интернате работает «Школа для заботливых родителей». Программа работы «Школы для заботливых родителей» позволяет реализовать основные задачи школьного учреждения и стимулировать родителей к максимальному участию в жизни ребёнка, в его достижениях в процессе образования и творческом саморазвитии. Занятия проводились по следующим темам логопедического блока: «Эти коварные звуки» (нарушение звукопроизношения). «Пойми меня правильно» (устная связная речь). Трудности детей с двуязычием. Фонематическое восприятие ребёнка и успешное обучение русскому языку. Советы специалистов помогают родителям и детям толерантно относиться к трудностям ребёнка при изучении русского языка и умело сочетать в речи оба языка. Коррекционная работа с детьми - билингвистами с задержкой психического развития позволяет удовлетворить их образовательные потребности , тем самым – открыть путь к общему образованию .
Комментариев нет:
Отправить комментарий