Всероссийский семинар 19 августа 2016 года
Всероссийского семинара «Актуальные вопросы
перехода на ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и ФГОС НОО
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Практические
аспекты деятельности образовательного учреждения»
Зыкова Наталья Савельевна, Романова
Татьяна Владимировна выступили по теме
"Алгоритм
действий
Требования к результатам освоения
курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к
каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся
с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё
отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ[1], так и специфические.
Слайд 1
К общим потребностям относятся:
·
получение
специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
·
выделение
пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
дошкольным и школьным этапами;
·
получение
начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
·
непрерывность коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
· психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы образовательной организации.
Слайд 2
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО
(вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса
к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности
и поведения;
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение
социальных контактов;
· обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Коррекционная работа с
обучающимися осуществляется не только в ходе всего учебно-образовательного
процесса, но и в рамках внеурочной
деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых
занятий (психокоррекционные и логопедические занятия), на которые отводится по
новым учебным планам 6 часов.
Слайд
(Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического
развития (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15)
Распределение
данных часов происходит по результатам обследования специалистами коррекционной
службы и учителями начальной школы вновь поступивших обучающихся, мы предлагаем с 15
по 30 августа. Это необходимо для создания программы коррекционной
работы с обучающимися 1 класса до 1 сентября.
Учителя-логопеды используют методику Фотековой Т.А. и
Ахутиной Т.В. Учителя-психологи выявляют уровень тревожности и школьной
мотивации, психологической готовности к школе. Учителя-дефектологи используют
различные психо-диагностические методики на выявление уровня развития высших
психических функций. Учителя начальных классов проводят педагогическую
диагностику.
Все
обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Но у каждого ребёнка есть преобладающие нарушения.
По этим преобладающим нарушениям можно представить
несколько моделей класса.
Слайд
Модель 1.
Большая часть обучающихся с речевыми
нарушениями, особенно с нарушением звукопроизношения, но с адекватным
поведением и с относительно сформированными познавательными процессами. В таком
случае предпочтение отдаётся логопедическим занятиям. Распределение часов будет
следующим: логопед – 2,5 часа, дефектолог и психолог – по 1 часу, учитель – 1,5
часа.
Слайд
Модель 2.
Преобладание обучающихся с
неадаптивным поведением, связанным как с недостаточным пониманием социальных
норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью, но с
относительно развитыми познавательными процессами, речью, то часы будут распределяться следующим образом:
психолог – 2 часа, логопед и учитель – 1,5 часа, дефектолог – 1 час.
Слайд
Модель 3.
Преобладание обучающихся с нарушением
познавательных процессов, пространственной ориентации требует в большей
мере увеличения часов для работы
дефектолога: дефектолог – 2 часа, учитель и логопед – по 1,5 часа, психолог - 1
час.
Слайд
Модель 4.
В классе могут одновременно
присутствовать три категории обучающихся: группа с нарушением познавательных
процессов, группа с неадаптивным поведением, со сложными речевыми нарушениями.
В таком случае коррекционные часы распределяются между логопедом, психологом,
дефектологом и учителем равномерно, по 1,5 часа.
В каждом классе есть обучающиеся, требующие
индивидуальной работы с тем или иным специалистом, поэтому необходимо выявить
наиболее эффективную форму для каждого
ученика и умело их сочетать.
Группы детей на коррекционных занятиях не могут быть
статичными. Их состав меняется по мере индивидуального продвижения ребёнка в
своём развитии. Положительная динамика в развитии ученика отслеживается
педагогами в течение учебного года (мы предлагаем - по четвертям) и при
необходимости, ребёнок переводится из одной группы в другую, либо меняется
форма организации занятий.
При определении образовательного
маршрута каждого ученика необходимо
не допускать перегрузки детей и
придерживаться примерного недельного учебного плана. В 1-ом классе по требованиям
ФГОС учебная нагрузка не должна превышать 31 час на одного ученика в неделю.
Коррекционная работа с обучающимися осуществляется в ходе всего
учебно-образовательного процесса: обязательная часть – 21 час, из которых 9
часов русского языка и литературного чтения распределяются следующим образом: 4
часа в неделю – обучение грамоте, 4 часа – обучение письму и 1 час проводится
интегрированно.
В
1 полугодии урок сокращается на 5 минут, за счёт этого увеличивается
продолжительность перемен.
Слайд
Режим
дня обучающихся 1 и 1 дополнительного классов в свете требований ФГОС в
соответствии с СанПиНами.
Обучение
в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
-
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре -
по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый).
Продолжительность
перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2
или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после
2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность
перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30
минут.
Рекомендуется
организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении
ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой
перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке
организации. Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для
обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 часов. Мы предлагаем в течение дня разбить
прогулку: до коррекционных занятий, после ужина.
Коррекционные занятия психолога, логопеда,
дефектолога, учителя проводятся после прогулки учащихся. Класс делится на подгруппы, с которыми
одновременно проводятся коррекционные занятия, часть детей остаётся с
воспитателем. Воспитатель в это время занимается внеурочной деятельностью. Коррекционно-развивающие
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальное коррекционное занятие отводится до 25 минут (мы проводим 20
минут), а на групповые занятия-до 40
минут (мы проводим в 1 полугодии по 35
минут, во втором полугодии - по 40 минут). На класс (6 -12 человек) выделяется
ставка логопеда, дефектолога и 0,5 ставки психолога).
Слайд .
Внеурочная деятельность включает в
себя 10 часов в неделю на одного ученика, из которых: 1 ч – ритмики, 6 –часов
специально организованных индивидуальных и групповых занятий, 3 часа – на направления внеурочной
деятельности (кружки по интересам и т.д.), по 30 минут каждый день.
Учитывая требования СанПиНов мы предлагаем примерный режим дня в 1
классе, который будет несколько отличаться от режима других классов начальной
школы.
Слайд
На слайде вы видите примерное расписание
коррекционных занятий на 1 ученика модели 1,
где большая часть обучающихся с речевыми нарушениями, особенно с нарушением
звукопроизношения, но с адекватным поведением и с относительно
сформированными познавательными
процессами. В таком случае предпочтение отдаётся логопедическим занятиям.
Распределение часов будет, примерно, следующим: логопед – 2,5 часа, дефектолог
и психолог – по 1 часу, учитель – 1,5 часа.
(Расписание на слайде)
Слайд
Примерное расписание коррекционных занятий на 1 ученика модели 2.
Преобладание
обучающихся с неадаптивным поведением, связанным как с недостаточным пониманием
социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью,
но с относительно развитыми познавательными процессами, речью, то часы будут
распределяться следующим образом: психолог – 2 часа, логопед и учитель – 1,5
часа, дефектолог – 1 час.
Слайд
Примерное расписание коррекционных занятий
на 1 ученика модели 3.
Преобладание обучающихся с нарушением
познавательных процессов, пространственной ориентации требует в большей
мере увеличения часов для работы
дефектолога: дефектолог – 2 часа, учитель и логопед – по 1,5 часа, психолог - 1
час.
Слайд
Примерное расписание коррекционных
занятий на 1 ученика модели 4.
В классе могут одновременно
присутствовать три категории обучающихся: группа с нарушением познавательных процессов, группа с
неадаптивным поведением, со сложными речевыми нарушениями. В таком случае
коррекционные часы распределяются между логопедом, психологом, дефектологом и
учителем равномерно, по 1,5 часа.
Таким образом, мы постарались
создать примерный режим
учебных и коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР 1 класса, который соответствует требованиям ФГОС
и СаНПиН. Думаем, что такая система
обучения и развития поможет раскрыть
потенциальные возможности каждого ребёнка с ОВЗ.
[1]Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок
с особыми образовательными потребностями» http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami
Комментариев нет:
Отправить комментарий