19 августа 2016 г.

Всероссийский семинар 19 августа 2016 года

Всероссийский семинар 19 августа 2016 года


Всероссийского семинара «Актуальные вопросы 

перехода на ФГОС НОО обучающихся с 

ОВЗ и ФГОС НОО 

обучающихся с умственной отсталостью 

(интеллектуальными нарушениями). Практические 

аспекты деятельности образовательного учреждения»



Зыкова Наталья Савельевна, Романова  

 Татьяна Владимировна выступили по теме
"Алгоритм действий
коррекционной службы в условиях ФГОС"

         Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ[1], так и специфические.
Слайд  1
К общим потребностям относятся:
·                   получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
·                   выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
·                   получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
·                    непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; 
· психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
 Слайд 2
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
· обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
· увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
· гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
· обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
· постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
·  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
· специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
· развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
· обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Коррекционная работа с обучающимися осуществляется не только в ходе всего учебно-образовательного процесса, но и в  рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия), на которые отводится по новым учебным планам 6 часов.
Слайд
(Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)
Распределение данных часов происходит по результатам обследования специалистами коррекционной службы и учителями начальной школы вновь поступивших обучающихся, мы предлагаем  с 15 по 30 августа. Это необходимо для создания программы коррекционной работы с обучающимися 1 класса до 1 сентября.
Учителя-логопеды используют методику Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. Учителя-психологи выявляют уровень тревожности и школьной мотивации, психологической готовности к школе. Учителя-дефектологи используют различные психо-диагностические методики на выявление уровня развития высших психических функций. Учителя начальных классов проводят педагогическую диагностику.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Но у каждого ребёнка есть преобладающие нарушения.
По этим преобладающим нарушениям можно представить несколько моделей класса.
Слайд
Модель 1.
Большая часть обучающихся с речевыми нарушениями, особенно с нарушением звукопроизношения, но с адекватным поведением и с относительно сформированными познавательными процессами. В таком случае предпочтение отдаётся логопедическим занятиям. Распределение часов будет следующим: логопед – 2,5 часа, дефектолог и психолог – по 1 часу, учитель – 1,5 часа.
Слайд
Модель 2.
Преобладание обучающихся с неадаптивным поведением, связанным как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью, но с относительно развитыми познавательными процессами, речью, то  часы будут распределяться следующим образом: психолог – 2 часа, логопед и учитель – 1,5 часа, дефектолог –  1 час.
Слайд
Модель 3.
Преобладание обучающихся с нарушением познавательных процессов, пространственной ориентации требует в большей мере  увеличения часов для работы дефектолога: дефектолог – 2 часа, учитель и логопед – по 1,5 часа, психолог - 1 час.
Слайд
Модель 4.
В классе могут одновременно присутствовать три категории обучающихся: группа с нарушением познавательных процессов, группа с неадаптивным поведением, со сложными речевыми нарушениями. В таком случае коррекционные часы распределяются между логопедом, психологом, дефектологом и учителем равномерно, по 1,5 часа.
В каждом классе есть обучающиеся, требующие индивидуальной работы с тем или иным специалистом, поэтому необходимо выявить наиболее эффективную форму  для каждого ученика и умело их сочетать.
Группы детей на коррекционных занятиях не могут быть статичными. Их состав меняется по мере индивидуального продвижения ребёнка в своём развитии. Положительная динамика в развитии ученика отслеживается педагогами в течение учебного года (мы предлагаем - по четвертям) и при необходимости, ребёнок переводится из одной группы в другую, либо меняется форма организации занятий.
При определении образовательного маршрута каждого ученика необходимо  не  допускать перегрузки детей и придерживаться примерного недельного учебного плана. В 1-ом классе по требованиям ФГОС учебная нагрузка не должна превышать 31 час на одного ученика в неделю.
Коррекционная работа с обучающимися осуществляется  в ходе всего учебно-образовательного процесса: обязательная часть – 21 час, из которых 9 часов русского языка и литературного чтения распределяются следующим образом: 4 часа в неделю – обучение грамоте, 4 часа – обучение письму и 1 час проводится интегрированно.
В 1 полугодии урок сокращается на 5 минут, за счёт этого увеличивается продолжительность перемен.
 Слайд
Режим дня обучающихся 1 и 1 дополнительного классов в свете требований ФГОС в соответствии с СанПиНами.
Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации. Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 часов. Мы предлагаем в течение дня разбить прогулку: до коррекционных занятий, после ужина.
  Коррекционные занятия психолога, логопеда, дефектолога, учителя проводятся после прогулки учащихся.  Класс делится на подгруппы, с которыми одновременно проводятся коррекционные занятия, часть детей остаётся с воспитателем. Воспитатель в это время занимается внеурочной деятельностью. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальное коррекционное занятие отводится до 25 минут (мы проводим 20 минут), а  на групповые занятия-до 40 минут (мы проводим в  1 полугодии по 35 минут, во втором полугодии - по 40 минут). На класс (6 -12 человек) выделяется ставка логопеда, дефектолога и 0,5 ставки психолога).
Слайд .
Внеурочная деятельность включает в себя 10 часов в неделю на одного ученика, из которых: 1 ч – ритмики, 6 –часов специально организованных индивидуальных и групповых   занятий, 3 часа – на направления внеурочной деятельности (кружки по интересам и т.д.), по 30 минут каждый день.
         Учитывая требования  СанПиНов мы предлагаем примерный режим дня в 1 классе, который будет несколько отличаться от режима других классов начальной школы.
Слайд
На слайде вы видите примерное расписание коррекционных занятий на 1 ученика модели 1, где большая часть обучающихся с речевыми нарушениями, особенно с нарушением звукопроизношения, но с адекватным поведением и с относительно сформированными  познавательными процессами. В таком случае предпочтение отдаётся логопедическим занятиям. Распределение часов будет, примерно, следующим: логопед – 2,5 часа, дефектолог и психолог – по 1 часу, учитель – 1,5 часа.
(Расписание на слайде)
Слайд
Примерное расписание коррекционных занятий на 1 ученика  модели 2.
Преобладание обучающихся с неадаптивным поведением, связанным как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью, но с относительно развитыми познавательными процессами, речью, то часы будут распределяться следующим образом: психолог – 2 часа, логопед и учитель – 1,5 часа, дефектолог –  1 час.
Слайд
Примерное расписание коррекционных занятий на 1 ученика модели 3.
Преобладание обучающихся с нарушением познавательных процессов, пространственной ориентации требует в большей мере  увеличения часов для работы дефектолога: дефектолог – 2 часа, учитель и логопед – по 1,5 часа, психолог - 1 час.
Слайд
Примерное расписание коррекционных занятий на 1 ученика модели 4.
В классе могут одновременно присутствовать три категории обучающихся: группа с  нарушением познавательных процессов, группа с неадаптивным поведением, со сложными речевыми нарушениями. В таком случае коррекционные часы распределяются между логопедом, психологом, дефектологом и учителем равномерно, по 1,5 часа.
Таким образом, мы  постарались  создать  примерный режим учебных  и коррекционных занятий   для обучающихся с ЗПР 1 класса, который соответствует требованиям ФГОС и СаНПиН.  Думаем, что такая система обучения и развития поможет  раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка с ОВЗ.




[1]Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami

Комментариев нет:

Отправить комментарий