8 января 2013 г.

В рамках " Школы для заботливых родителей"


Дифференциация звуков [С]  и [Ш]

Карточка №1.

1.  Игра «Поймай звук [с]». Взрослый произносит ряд
звуков, а ребенку нужно «поймать» (хлопнуть в
ладоши) звук [с]:
с..л..з..т..р..ж..с..з..в..ч..ц..з..к..с..л..ж..к..с..с..м..ж..и
т.д.
2.  Игра «Поймай слог [са]». Задание такое же, только
ребенку нужно «поймать» [са]: са – да – жа – ло – жу –
ку – са – пы – ши – ду – са – жа…..
3.  Игра «Поймай слово». Задание такое же, только
ребенку нужно «поймать» слово со звуком [с]:  Шарик,
солнце, рог, зола, колос, корж, лоза, вилка, кожа, жара,
нос, свинья и т.п.….

На что похож звук?
Что делают губы?
Что делают зубы?
Где язычок?  



Карточка №2.

1. Игра «Поймай звук [ш]»:
Т..ш..в..с..п..ж..р..с..ф..ш..ж..н..ж..щ..к..с..ш..п..д..ж..ш..с..
ш..к..ш..т..с...
2. Игра «Поймай слог [шу]»:
шу –  да  –  су  –  ло  –  са  –  ку  –  шу –  пэ  –  су  –  ду  –  шу –  сы  –
шо – ту  – су
3. Игра «Поймай слово со звуком [ш]»:
магазин, шапка, жук, полоса, шипы, улыбка, жмурки,
розы, сахар, жара, сковорода, забор, шкаф, здоровье,
шум, самовар, жалкий, звезда…

На что похож звук?
Что делают губы?
Что делают зубы?
Где язычок?  

Карточка №3.

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2.  Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]:  ле.., эта..,  ква.., гуа.., анана., глобу..,
малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о..,
кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу...,
ве..., ча..., ладо..
3.  Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
4. Повтори слова парами сначала медленно перед
зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки
Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры
Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок    Скот – шкот
Стиль – штиль


Карточка №4.

1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са     шо-со       шу-су    ше-сэ       ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ   иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас
Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто
Пашня – паста Рубашка – колбаска
Грош – рос    Пошла – росла
Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра   Пешки – песни
Мешки – мести Мишка – миска
Вишня – виснет Стишки – тиски
Стриж – рис Решать – тесать
Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр
Шалаш – салат Шалфей – салфетка
Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса
Ушанка – санки

Карточка №5.

1.  Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2.  Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэ
са-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ
ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть    Шмель – смел
Шторы – сторож Шпалы – спали
Кусок – пушок    Песок – вершок
Носок – ремешок      Сорок – шорох
Спросонок – мышонок    Сумка – шумно
Несу – пишу    Пасу – пашу
Плясун – пляшу    Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь    Сыпь – шип
Сила – шило    Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

Карточка №6.

1.  Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша   сшо-сшо-сша
аша-аса-аша   сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо   сши-сши-сше
асу-асу-ашу   сше-сше-сши
асы-асы-аши   сша-сша-сши
аши-асы-асы   сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеѐк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля  сырая, а в жару … (сухая).
Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

Карточка №7.

1.  Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2.  Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи,
какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка.
Сосна, ромашка, осина, берѐза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла.
Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова: Саша, суша, сушки, сушилка, шест,
шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест,
слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно,
солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка,
скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить,
стишок, смешно, несѐшь, усмешка, успешно,
душистый, пушистый, послушный, бесшумный,
сынишка, трусишка, старушка, расшумелась,
пастушок, машинист.
4. Измени предложение:
Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..
5. Выучи:
У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.

Карточка №8.

1. Повтори  чистоговорки,    чѐтко проговаривая  все
звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо.
Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2.  По три раза  повтори  словосочетание, постепенно
убыстряя темп.  Контролируй  правильное
произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки,
весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки,
куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка,
душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад,
вкусная лапша, большая собака, столовая ложка,
сладкий  шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

Карточка №9.

1.  Повтори  словосочетания.
 Весѐлый розыгрыш,
вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый
горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные
малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная
вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша любит сушки, а соня – ватрушки.
Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки.
Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3
раза), контролируя правильную артикуляцию.
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого
сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные
вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело
кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад.
Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу
пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул
самолѐта. Малыши слушают смешные стишки.
Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка.
Пастушок спешит домой.

Карточка №10.

1.  Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?
2.  Взрослый читает  ребѐнку рассказ и предлагает  ему
сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками.  Вот и
опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне
густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, —
большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю.
Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы: зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит
высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке?
Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что
делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

Карточка №11.

1.  Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2.  Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему
сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У  Даши  –   кошка Машка. Пушок
любит косточки, а Машка –  мышек. Пушок спит у Сашиных
ног, а Машка  –   на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки
подушку. Машка будет спать на подушке.
Вопросы: Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что
любит Машка? Где спит пушок? Г де спит Машка? Что шьѐт
Даша Машке? Где будет спать Машка?

Карточка №12.

1.  Взрослый читает  ребѐнку рассказ и предлагает ему
сначала ответить на вопросы, а потом пересказать
его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше
Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В
свободное время Наташа катает Сашу на санках,
играет с ним в шашки, помогает строить ему
самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в
кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы: Как зовут Сашину сестру? На сколько лет
Наташа старше Саши? В каком классе учится
Наташа? Как проводят свободное время Наташа и
Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого
любит Саша?
2.  Выучи:
Пудель
Не спеша, идет старушка.
Рядом с ней шагают стружки.
Да, охапка чѐрных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки – хвост,
Макушка-стружки…
А попробуй, тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри – собака –
Пудель.
О.Тарутин
Все для логопедических занятий на сайте «Логопедия для Всех»

1 комментарий:

  1. очень интересно! буду использовать для занятий с ребенком!

    ОтветитьУдалить