28 мая 2011 г.


Формирование двигательных функций при моторной и сенсомоторной алалиях





Детей с моторной и сенсомоторной алалией нужно научить совершать простейшие движения губами и языком. Они не могут обучиться этому самостоятельно, так как плохо «чувствуют», как работают их мышцы. По внутреннему «мышечному ощущению» они не могут, например, «угадать», где в данный момент находится их язык, как расположены губы и что нужно сделать, чтобы придать органам речи другие положения.

Ребенку, понимающему речь, можно объяснять словами, что от него требу­ется. Если же у ребенка отсутствует понимание речи, для объяснения ему смысла заданий придется привлекать помощника — вы показываете ему упражнение, он выполняет его, затем это же движение должен совершить ребенок.

Выполнение действий по подражанию

Правила выполнения упражнений:

□ Ребенок должен попытаться повторить за вами движение по подража­нию.

□ Если это не выходит, помогите ему пальцами.

□ Когда с вашей помощью движение получилось, пусть ребенок сам по­могает себе пальцами — так же, как это делали вы (если движение не выходит безо всякой помощи).

□ После того как ребенок совершит нужное действие, помогая себе руками (например, достанет языком до углов рта, двигая его во рту пальцем), нужно уменьшить количество помощи. Дотрагивайтесь до углов его рта, а он пусть ставит туда язык. То есть вы прикосновением обозначаете движение, которое нужно совершить, а ребенок, опираясь на свои мышечные ощущения, возникающие от прикосновения, должен перемещать язык в нужное место.

□ Затем ребенку нужно самому дотрагиваться до нужного места, помогая себе переместить язык. Таким образом он учится планировать действие, которое ему предстоит выполнить.

□ В итоге ребенку нужно научиться совершать движения безо всякой помощи.

Все виды движений нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.

♦ Откройте рот. Ребенку нужно повторить движение. Если оно не вы­ходит, потяните его за подбородок. Объясните: Открой рот, как будто ты собираешься кушать.

♦ Если нижняя челюсть напряжена, можно попытаться пальцами разо­мкнуть ребенку зубы, а затем потянуть за подбородок.

♦ После того как ребенок открыл рот, он должен закрыть его. При необ­ходимости закройте ему рот, надавливая на подбородок.

♦ Нужно поочередно открывать и закрывать рот. Можно тянуть ребенка туда-сюда за подбородок.



♦ Пусть ребенок улыбнется, покажите ему движение, можете потянуть его за углы рта, напомните, как он смеется: ХИ-ХИ-ХИ. Нужно вытянуть губы в трубочку. Можно помочь ребенку пальцами надавив на углы рта и выдвинув губы вперед.

♦ Два предыдущих движения нужно совершать поочередно: улыбка — «трубочка», улыбка — «трубочка». Желательно, чтобы ребенок переключался с одного действия на другое как можно быстрей. Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Скажите: Покажи язычок. Можете трогать пальцем кончик его языка, отодвигая палец все дальше, чтобы ребенок тянулся за ним языком. Говорите: Достань мой пальчик! А ну-ка, достань!

♦ Затем язык нужно убрать обратно. Если это не выйдет у ребенка по подражанию, нажимайте пальцем на кончик его языка, проталкивая его внутрь рта.

♦ Два последние движения нужно выполнять поочередно. Пусть ребенок слегка улыбнется и достанет кончиком языка до одного из углов рта. Можете подтолкнуть его язык пальцем. Затем пусть достанет языком противоположный угол рта. В дальнейшем эти движения нужно выполнять поочередно и как можно быстрее.

♦ Пусть ребенок откроет рот и поднимет язык вверх, в принципе — вверх, не важно, к какому месту. Помогите ему пальцем. Очень широко открывать рот не нужно.

♦ Потом ребенок должен опустить язык, также — куда получится. Движения языком вверх и вниз нужно совершать поочередно. В дальнейшем желательно, чтобы ребенок поднимал язык именно к верхним резцам, а опускал за нижние.

♦ Ребенку нужно облизывать верхнюю и нижнюю губу (совершая движения языком сверху вниз).

♦ Для начала можно облизывать обе губы одновременно, высовывая изо рта язык и убирая обратно.

♦ Затем облизывать губы нужно движениями языка справа налево и слева направо.

♦ Покажите ребенку, как водить языком во рту от зубов по направлению к альвеолам и обратно. Пошире откройте рот, чтобы ему было удобно туда заглянуть. Поводите пальцем у него во рту — по нёбу, чтобы он почувствовал, какое действие должен совершить. Пусть сам ощупает у себя во рту нужное место. Первое время двигайте его язык пальцем. Ребенку нужно открывать и закрывать рот, звучно шлепая при этом губами (АП). Для начала захлопывайте ему губы пальцами. Показывайте, какие звуки должны получиться.

♦ Нужно (закрывая и открывая рот) смыкать и, размыкать губы (как бы жевать губами). Губы должны быть мягкими. Помните их пальцами. Покажите, какие звуки при этом должны получиться: АМ-АМ-АМ. Ребенку нужно высунуть язык между зубами и пожевать его. Должны слышаться звукосочетания: ЛА-ЛА-ЛА. Показывая ребенку упражнение, произносите их.



Если при выполнении последних трех упражнений у ребенка не будет выходить звучного произнесения (а только одни движения), ничего страшного.

♦ Пусть ребенок открывает рот на разную ширину (очень широко и слегка). Можно ограничивать рукой движение его подбородка. Пусть внимательно наблюдает за своим ртом в зеркале.

♦ Ребенок, приоткрыв рот, должен щупать кончиком языка внутреннюю поверхность верхних и нижних резцов. Покажите ему эти места пальцем.

♦ Нужно совершать различные комбинации движений из тех, которые были описаны. Показывайте цепочку из трех-четырех движений (например, улыбнитесь, вытяните губы в трубочку, поднимите язык, опустите вниз и т. п.), ребенку нужно запомнить действия и правильно повторить их последовательность.

Совершение действий с опорой на непроизвольные движения

Если движения у ребенка не получаются, да к тому же уже на этапе обследования вы заметили, что он с трудом принимает помощь, формировать у него двигательные навыки придется иначе. Нужно отталкиваться от непроизвольных движений, которые он выполняет. Например, он наверняка открывает и закрывает рот во время еды, жует пищу, смеется и т. п.

Принцип занятий такой: вы ловите момент (или преднамеренно создаете его), когда ребенок совершает какое-либо непроизвольное действие органами речи, тут же привлекаете к этому его внимание, показываете ему его же движение и просите, чтобы он повторил его.

Если ребенок не понимает речи, привлекайте к объяснению заданий помощника.

♦ Дайте ребенку яблоко. Когда он откроет рот, чтобы откусить, остановите его, можете попридержать ему зубы пальцами. Скажите: Вот видишь, ты открыл рот. Пусть ребенок посмотрит в зеркало. Если он не понимает речи, просто откройте рот вслед за ним и показывайте ему то на свой рот, то на его в зеркале. Затем попросите его просто открыть рот, помогите пальцами. С первого раза упражнение может не получиться. Повторяйте его, опираясь на другие ситуации, связанные с приемом пищи: например, давайте конфету.

♦ Когда ребенок случайно улыбнется, повторите его улыбку. Скажите: Ты улыбаешься. Улыбнись еще раз. Покажите ему его улыбку в зеркале. Пусть повторит ее. Оттяните ему уголки губ в стороны.

♦ Попросите ребенка поцеловать вас (сначала поцелуйте его сами, вы­тягивая губы в трубочку). Когда он будет пытаться поцеловать вас, отодвигайте щеку (как бы играя), чтобы он тянулся губами. Говорите: Покажи, как ты целуешь маму.

♦ Поднесите ко рту ребенка леденец и предложите лизнуть его. Если он не понимает речи, покажите, как это сделать. Пусть посмотрит в зеркало на свой высунутый язык.



♦ Касайтесь леденцом кончика его языка, то с правой стороны, то с левой, отодвигайте леденец то к одному углу рта, то к другому, чтобы ребенок совершал движения языком вправо-влево. Намажьте ребенку губы вареньем. Он будет вынужден облизнуть их.

♦ С аппетитом повторите его движение, попросите совершить еще раз. Намазывайте ему вареньем то верхнюю, то нижнюю губу, чтобы он

♦ облизывал их поочередно. Можно мазать ему чем-нибудь вкусным углы рта, чтобы он дотягивался до них языком.

Придумывайте другие ситуации, провоцирующие ребенка к совершению непроизвольных действий, которые затем нужно «превращать» в произвольные. Как только он освоит предложенный здесь объем движений и начнет совершать их самостоятельно (вы можете помогать ему пальцами), обучайте его выполнять более сложные действия, описанные в предыдущей главе.

Правила занятий с детьми

♦ Каждое движение нужно повторять многократно, пока оно не будет

♦ получаться легко, автоматически по вашей просьбе или показу. Не добивайтесь от ребенка сразу идеального выполнения заданий. Когда движение дается свободно, нужно забрать у ребенка зеркало, чтобы он учился совершать его, опираясь только на мышечные ощущения. Уже научившись совершать то или иное действие, ребенок через короткое время может «забывать», как оно выполняется. Это связано с тем, что у него слабая мышечная (кинестетическая) память. Повторяйте «забытые» упражнения. Уделите достаточное внимание упражнениям на выполнение серии действий. У детей с моторной и сенсомоторной алалиями плохо развита способность к переключению с одного движения на другое. К тому же у них нарушена способность запоминать последовательность действий.

♦ У ребенка с сенсорной алалией двигательные функции изначально не нарушены, но, поскольку он никогда не говорил, его органы речи нуждаются в некотором развитии. Выполняйте с ним комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий