Методическая планета


Учителям-логопедам
Конспект  занятия в 1  классе.
Тема занятия: Дифференциация гласных о-ё в слогах и словах.
Цели:
Логопедическая: автоматизация звука р.
Грамматическая: дифференциация гласных о- ё в слогах и словах
Лексическая:  развитие и обогащение словаря по теме  «Детёныши животных»
Коррекционная: развитие фонематического восприятия.
Воспитательная: привитие интереса к логопедическим занятиям и к получению новых знаний
Оборудование:
1.     картинки  из игры « Собери семью животных»: котёнок, телёнок, козлёнок, жеребёнок, кот, кошка, корова, бык, коза, козёл, конь, лошадь, баран, овца, ягнёнок.
2.     гласные О - Ё
3.     картинки: губы, самолёт ,игрушки, заяц, бобры с бобрятами.
4.      игрушка - кукла Незнайка
5.     книга Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно».- СПб: Питер Пресс, 1996. стр. 180-181, задания № I- II
6.     магнитофон, песня  «Улыбка», муз. Шаинского
7.     презентация-игра «Выбери гласную О или Ё», компьютер

Ход занятия.
I.                   Организационный момент: 
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
II.               Сообщение темы занятия:
-Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие за новыми знаниями, научимся различать гласные, а какие - вы узнаете чуть позже.
-А вот на чём мы отправимся в путь вам надо догадаться:
Загадка:
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
( Самолёт) Выставляется картинка.
На чём мы отправимся путешествовать, догадались? Отвечаем полным предложением. (Мы отправимся путешествовать на самолёте.)
Верно, на самолёте. ( К доске прикрепляется карта маршрут)
-Что такое маршрут? (Правильно, маршрут – это путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.)
-Кто управляет самолётом? (Самолётом управляет лётчик или пилот)
-Кто будет лётчиком нашего самолёта, вы узнаете, отгадав загадку?
Этот мальчик пришёл к нам из книжки. Он большой – большой зазнайка, а зовут его…..(Незнайка). Появляется игрушка Незнайка.
Разделите слово Незнайка на слоги. Сколько слогов в слове?
Что должен купить пассажир, чтобы попасть на самолёт? Правильно, билеты. Незнайка приготовил для вас билеты.  Вот они. Что вы видите на билетах? (губы)
III.             Первый пункт назначения: «Красивая речь» (Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков):
(Муз. В. Шаинского  «Улыбка»)
1.     Улыбка-хоботок
2.     Заборчик- бублик
3.     Кролики
4.     Язычок запрыгал вверх-вниз
5.      Укольчики
6.     Барабанщики
7.     Лошадки
8.     Заводим моторчик
9.     Летать на самолёте
Игра« Запомни и повтори» Повторяем слоги по очереди
бра-бро-бру-бры
Обр-убр-ыбр-абр
Рбы-рба-рбо-рбу
Игра « Назови родственников»
Бобр - (бобриха, бобрята, бобёр, бобрёнок)
Заучивание чистоговорки.
Бобры добры для своих бобрят (шёпотом, громко, медленно, быстро три раза подряд.) Появляется картинка
Молодцы ребята, с заданием вы справились. Теперь можно отправляться в путь. Все готовы. Встали.
IV.            Физминутка:
Раз, два - стоит ракета. (Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют  «купол ракеты»)
Три, четыре – самолёт. ( Стойка ноги врозь, руки в стороны)
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд.
Левое крыло вперёд
Раз, два, три, четыре,
Прилетел наш самолёт.
Наш аэропорт «Пальчиковая гимнастика»:
 рад приветствовать пассажиров самолёта. Проходите на трап самолёта и приготовьте ваши пальчики:
 «Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
 Он и прыгает и скачет,
 Веселит своих зайчат.
«Зайчик в норке»
У ёлки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
«Зайка и барабан»
Зайка взял свой барабан
И ударил трам – трам - трам.

Молодцы, вы хорошо подготовили ручки к работе. Полетели дальше Вот ваши билеты Что там написано? ( гласные буквы О и Ё). Наш следующий пункт назначения «Гласные буквы»
V.               Дифференциация гласных О-Ё:
Задание: Какой первый слог в слове Рома?
              Какой первый слог в слове рёва?
Повтори оба слога: ро - рё
Назови слог в, котором первый согласный мягкий( рё), твёрдый( ро).
Давай поиграем! Если я произнесу слог с твёрдым согласным звуком, то ты  - с похожим на него мягким согласным и наоборот. (Сё - ся, ло - лё, мё – мо, но-нё)
Работа в тетрадях:
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
Сегодня мы будем записывать звуки буквами
Слог Рё(Ро, лё – ло,  во-вё, нё- но, то-тё) - какую букву ты напишешь после буквы р? Почему? Кто из вас догадался, какие гласные мы будем различать на занятии?
Напиши: рё, ро, лё-ло, во-вё, нё- но, то-тё.Проверим . Прочитайте слоги.
Напиши букву Ё , если услышишь в  слоге мягкий согласный звук; напиши букву О , когда услышишь в слоге твёрдый согласный.
: рё, ро, ло, лё, нё, но, до, дё, зё, зо
Задание книга Глинки Г.А. стр 180
 : Картинки Вол- вёл
Послушай слова вол – вёл. Покажи картинку, к которой подходит слово вол, вёл. Что обозначают эти слова?
В каком слове первый согласный звук твёрдый, а в каком мягкий, какие буквы надо написать вместо точек? Почему? Прочитайте оба слова. Покажи слово вол, вёл. Спиши оба слова
     Прочитай предложения , вставляя вместо точек или слово вол или слово вёл.
Папа сына …
Сено ест …
VI.            Физминутка:
Руки ставим мы в разлёт (руки в стороны):
Появился самолёт («полетели» как самолёты).
Мах крылом туда-сюда (наклоны влево - вправо),
Делай  «раз» и делай «два» (повороты влево - вправо).
Руки в стороны держите (руки в стороны),
Друг на друга посмотрите (повороты влево - вправо).
Раз и два,
 раз и два! (хлопки на месте)
Опустили руки вниз (опустили руки),
И на место все садись!
VII.         Следующий пункт нашего маршрута аэропорт «Игровая» Помогите Незнайке собрать семьи животных. (раздаются картинки животных, надо выбрать нужные)
·        Назови детёныша животного:
кошки,
                                 Козы
                                 Коровы
                                 Лошади
o       Посмотрите на картинку: какой  второй слог ро или рё в этих словах?
o       Посмотрите на картинку: какой  второй слог зо или зё в этих словах?
o       Посмотрите на картинку: какой  второй слог то или тё в этих словах?
o       Посмотрите на картинку: какой  второй слог ло или лё в этих словах?
·        Прочитай эти слова. Придумай предложения с этими словами. Сосчитайте, сколько слов в предложении. Начертите схемы предложений.
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание, помогли Незнайке.
VIII.      (Презентация  «Детёныши животных»).
IX.             Итог занятия.
Наш самолёт берёт курс  к конечному пункту нашего пути. А сейчас закройте глазки и вспомните всё, что было на занятии.
- Что мы учились делать на занятии?
- Какие гласные буквы мы учились различать в слогах и словах?
- Какие ещё интересные задания мы выполняли?
 Спасибо вам всем за работу, занятие закончено.
Урок разработала учитель- логопед Зыкова Н.С.
Учителям начальных классов, русского языка
Рекомендации по работе над языковым анализом и синтезом.

Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия; и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Обучение младших школьников "внимательному письму" методом поэтапного формирования умственных действий

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылъницкая, 1974). Согласно этому подходу, внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у невнимательных школьников.

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение "внимательному письму" и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок "по невнимательности": подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя "проверить свою работу" оказываются безрезультатными.

Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого. Вот как описывает П.Я. Гальперин этот основной и наиболее трудоемкий этап работы: "Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем разделить его на слоги и, читая каждый слог отдельно, проверить, соответствует ли он слову в целом.

Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводилось к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя ("первый - правильно, второй - нет, здесь пропущено переставлено"). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно - неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составляли особого труда" (П.Я. Гальперин, 1987, с. 97-98).
Иследователи отмечают, что среди всех видов нарушений письма дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенной. Как пишет М.С. Грушевская (1981, с.35), «при характерной для последних лет очень малой продолжительности добукварного периода, продолжительность которого ограничивается чуть ли не неделями, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока. Поэтому не случайно этот вид дисграфии является самым распространенным среди учащихся». Н.И. Буковцова (1996) также указывает, что эта форма отличается стойкостью и с трудом поддается коррекции.
Как отмечает А.Н. Корнев (2003), нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться: вследствие языкового недоразвития ребенка; языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Автор указывает, что предпосылками анализа и синтеза являются сформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание.
В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространённым при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (школа – «кола»), пропуски гласных (дома – «дма»), перестановки букв (окно – «коно»), добавление букв (таскали – «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан – «ката»). Для правильного письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - “идедошь”; в доме - “ вдоме”); раздельное написание слова (белая береза растет у окна - “белабе заратет ока”); раздельное написание приставки и корня слова (наступила - “на ступила”) (Р.И. Лалаева, 1997).
По мнению Л.Г. Парамоновой (2001), ошибки при этой форме дисграфии будут выглядеть следующим образом:
1.      Пропуск гласных букв в слове (упала – упла).
2.       Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол - сол, встают – стают). 
3.       Перестановка букв в слове (есть - етсь, клюква – клювка). 
4.       Пропуск слогов и букв в слове (бабочка - бачка, по сторонам – по страм)
5.       Слитная запись слов в предложении (кошка лежит на стуле – кшкалежитнастле).
Эти ошибки, по определению автора, отражают неумение ребенка ориентироваться в речевом потоке (в последнем случае ребенок не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи). Во всех остальных случаях ребенок не смог правильно определить звуко-слоговой состав слова.
Р.И. Лалаева и Л.В. Венедиктова (2003) выделяют следующие группы ошибок при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:
1. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, весена - вместо весна, стана - вместо страна, кулбок - вместо клубок).
2. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, истеплых стран летя грачи - вместо из теплых стран летят грачи).
А.Н. Корнев (2003) дает такую симптоматику данного вида дисграфии:
– при нарушении анализа предложений - слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов;
– при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов - пропуски, перестановки слогов, добавление слогов;
– при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановок и добавлений букв).
Автор отмечает также, что дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характерна для детей с ОНР (резко или нерезко выраженным), алалией, ЗПР, умственной отсталостью и часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией.
И.Н. Садовниковой (1995) также указывает, что несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.
Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат - «бт», девочка - «девча», колокольчики - «калкочи».
По наблюдениям пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия: а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л)лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно - в этом случае по норме орфоэпии произносится «живуд дружно» т.е. имеет место регрессивная ассимиляция; б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хруст(ит) и т.д.
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан - «чунал», плюшевого «плюшегово», ковром - «корвом», на лугах - «нагалух», взъерошился - «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменяются прямым словом: он - «но», от школы - «то школы», из берегов - «зи берегов». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима - «зиам», дети - «дейт». Наиболее часты перестановки в словах имеющих стечение согласных, например: двор- «довр», стер - «серт», брат - «барт» и т.д.
Вставки гласных букв, по мнению И.Н. Садовниковой, наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.
Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющая в составе слова, например: «дуружно», «в лесоко», «на речуку», «в укуклы». В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть, по мнению И.Н. Садовниковой, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание.
В целом, подытоживая, можно отметить, что ошибки при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза носят непредсказуемый характер. Ребенок, не имея отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые показались ему наиболее отчетливыми. Единственный путь преодоления данного вида дисграфии – обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом. Только в том случае, если ребенок будет совершенно точно представлять себе звуковой состав каждого слова, он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильно их последовательность. 
Список литературы: 
1. Буковцова Н.И. Исследование роли лингвистических факторов в механизмах дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза и представлений у умственно отсталых детей. // Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 1996. - С.65-69.
2. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников. // Дефектология. - 1981. - № 3. - С.32-37.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
4. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С.502-512.
5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Союз, 2003. - 224с.
6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, Лениздат, 2001. - 240с.
7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995. - 256 с.



Воспитателям, родителям







 Речедвигательные упражнения направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков  у детей  младших классов.
Звук С, СЬ
При произнесении звука С губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. По середине языка образуется желобок, по которому идет струя воздуха образуя свистящий шум. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. 

При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого с, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и не сколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким.

При артикуляции З и З’ добавляется голос, т.е. голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука Ц губы нейтральны и принимают положение в зависимости от следующего гласного. Расстояние между зубами 1—2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку; боковые края языка прижаты к коренным зубам. Звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Звук глухой. Выдыхаемая струя воздуха сильная.

Примерный комплекс упражнений:
1. «Месим тесто».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Пирожок».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

7. «Горка» «Киска сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. «Катушка».
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык <выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны
.
9. Упражнение в произнесении звука И.
Цель: вырабатывать умение управлять языком.
В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

10. «Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

11. «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

12. «Сдуть снежинку»
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен.
Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

13. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

14. «Заборчик».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

15. «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

16. «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

17. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

18. Упражнение в произнесении звуков т-с.Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков.

Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука.

К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи.

Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии.
В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков.

Доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители, воспитатели под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности.

Речевой материал представлен с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.

Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставя задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п
Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка.

В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы .
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком»
.са-сы-сэ        са-са-са          са-са-сы
сы-сэ-са         сы-сы-сы       сы-сы-са
сэ-са-сы         сэ-сэ-сэ          сэ-сэ-сы
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Сад, садик, сажа, сайка, сало, сам, сани, санки, Саня, сахар.
Сын, сыпать, сыпь, сыр, сырник, сыт, сытый, сыч.
Саванна, сады, садок, салат, салатник, салфетка, салют, самовар, самолёт, сандалии, сапоги, сарафан, сарай.
Сынок, сырки, сырой, сыта.
Бросать, гусак, досада, коса, колбаса, кусать, лиса, небеса, оса, писать, полоса, посадка, усатый.
Босые, весы, косынка, носы, посылка, трусы, усы.
Касса, колёса, Лариса, леса, лиса, масса, полоса, полосатый, роса, трасса.
Бусы, волосы, вопросы, выписывать, косы, матросы, осы, полосы, посылать, русый, рельсы.
Произнося звук [С], держать губы в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Тянуть долго звук [С].
со-су-со          су-со-су          су-су-со
со-со-су          су-со-со          со-су-су
Произнося звук [С], держать губы в «улыбке». Произнося гласный звук, перевести губы в положение «трубочка». Тянуть долго звук [С].
 Совы, сода, сойка, сок, соки, сокол, сом, сон, Соня, сопка, сор, сорт, сотня, соты, соус, сохнуть, соя.
Суд, судит, судно, сук, сумка, сутки, сухо.
Босой, висок, колесо, кусок, лесок, носок, песок, поясок, осока, фасоль.
Барсук, несу, несут, пасу, пасут, рисунок, рисую, трясут.
Суббота, субботник, сувенир, сугроб, судак, судить, судья, сундук, суровый, сурок, сухарь, вынесу.
Произносить слоги и слова, чётко произнося звук [С].
са-са-са — сад          са-са-са — сани
сы-сы-сы — сын      сы-сы-сы — сыпать
са-са-са — оса          са-са-са — коса
са-са-са — касса       са-са-са-писать
сы-сы-сы — осы      сы-сы-сы — усы
сы-сы-сы —бусы      сы-сы-сы—лисы
со-со-со — сок          су-су-су — суп
со-со-со — сом         су-су-су — сумка
со-со-со — Соня      су-су-су — сундук
со-со-со — носок     су-су-су — несу
со-со-со — кусок      су-су-су — пасут
со-со-со — песок      су-су-су – посуда
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Сталь, ставни, стая, стадо, ставить, станция, стакан, старик, пристань, достать, паста, место, тесто, станок, статуя, капуста. Стоп, сто, стол, стон, столько, стойко, постой, настойка. Стук, стул, стужа, ступка, ступени, студент, студень.
Стыть, стыд, стынет, простыня.
Скатерть, скалка, скакать, скала, скамейка, сколько, скоро, скакун, искать, пускать, таскать, миска, киска, краска, ласка, склад, сквер.
Свая, свалить, сварить, свой, присвоить, небосвод. Слабый, слава, сладкий, слово, слон, словно, слух, случай.
Смог, смотр, смуглый, смыть, снаряд, сноп, снова, сны.
Спартак, спать, проспать, спор, поспорить, спутник.
Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах.
У лисы усы. Оса полосатая. На столе стоит стакан. Мама несла супницу с супом. Бориса покусала собака. У Сони русые косы. На подносе сайки, сахар, колбаса. На суку стая сорок. Солома сохнет на солнце. В саду спеют абрикосы. На дне усатый сом. Собака сидит на соломе. Сова сидит на сосне. Я несу в сумке кусок сыра. Алиса моет посуду. Тётя купила кусок мяса. У Ларисы косынка с полосой.
Это Светина сумка. У Сани полосатые носки. У Сони густые косы. Соня стоит около сада. У Сани есть снегокат. Эта сказка о сове. Сойка на сосне поёт песенки. Стае пил сладкий сок. Собака сидит на ступеньке. Поставь сковороду на стол. Самосвал привёз песок. На столе стаканы с морсом. В саду флоксы и астры.
Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [С].
В САДУ
Соня и Саня гуляли в саду. В саду спеют сливы и абрикосы.Соня и Саня собирали абрикосы. Сонина мама сделает абрикосовый сок.
В ЛЕСУ
В густом лесу — сумрак, мало света и солнца. В сырых местах растёт высокая осока. За осокой — густой кустарник. В кустарнике затаилась лиса.
ВЕЧЕРОМ
Алиса постелила на стол свежую скатерть, расставила стулья вокруг стола. Соня принесла стаканы в подстаканниках, поставила на стол самовар, сахарницу, сливочник, сухари с маком. Скоро соберётся вся семья и станет пить чай.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы „были в «улыбке», а язык стоял «мостиком»
.ас-ос-ус-ыс   ыс-ус-ос-ас
яс-ёс-юс-ис   ес-ис-юс-яс
ас-яс-ос-ёс     ус-юс-ыс-ис
ас-ес-ус-юс    яс-ес-ис-ос
Произносить слова, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».

Астра, ананас, бас, гласный, каска, квас, компас, красный, ласточка, маска, масло, опасно, пас, паста, погас, ясный.
Быстро, выслать, выставка, выступ.
Абрикос, Барбос, воск, вопрос, киоск, мост, нос, остров, покос, полоска, рос, рослый, рост, хвост.
Вкус, вкусно, вкусный, густо, грустный, куст, капуста, мускул, пусто, русский.
Автобус, глобус, густой, куски, кусты, парус, пустой, пустяк, пускать, троллейбус, уснул, устал, успел, фокус.
Коляска, пляска, тряска, ястреб, ясный.
Вёсла, овёс, пёс, пёстрый, унёс.
Интерес, интересный, кресло, лес, место, тесто, тесно.
Артист, Борис, искра, кислый, лист, миска, писк, риск, танкист, тенистый, холмистый.
Испугать, искать, история, листва.
Проговаривать слоги и слова, правильно произнося звук [С].
ас-ас-ас — квас         ос-ос-ос — нос         ус-ус-ус — мусс
ас-ас-ас — ананас    ос-ос-ос — поднос   ус-ус-ус — фокус
ыс-ыс-ыс — мыс      ос-ос-ос — кокос      ус-ус-ус — кактус
ыс-ыс-ыс — кумыс  ос-ос-ос — насос      ус-ус-ус — фикус
Произносить предложения и словосочетания, растягивая звук [С] в словах.
Борис пас коз. Мама варит рис. У остановки автобус и троллейбус. На пустыре густые кусты. Леса покрылись листвой. В миске кислая брусника. В киоске абрикосы и ананасы. Ласточки высоко в небесах. От костра летят искры. Пёс спит под кустом. Наваристый суп. Кислая капуста. Красная редиска. Сладкие абрикосы. Полосатый арбуз. Пустой троллейбус. Старый сарай. Интересная сказка. Холмистая местность. Страшная история. Густой кустарник. Стеклянный стакан.
Заучить потешку, отработав произношение звука [С].
ВКУСНО!
Суп с фасолью очень вкусный,
Вкусен и салат капустный,
Сок из свежих абрикосов
Очень вкусен, без вопросов.
Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С] в словах.
По саванне слон гулял,
Где слониха, слон не знал,
А слониха у реки
Мыла хобот и клыки.
Санки Сонины сломались,
На снегу лежать остались.
Подготовить пересказ, предварительно отработав правильное произношение звука [С].
СНЕГИРИ
Наступила снежная зима. Стоят трескучие морозы. На кустах густой иней. Вдруг, откуда ни возьмись — красногрудые снегири. Снуют по кустам, не страшатся мороза.
БАРБОС
Борис — пастух, он пасёт стадо коз на пустыре. У Бориса — Барбос. Барбос — старый пёс, но хороший пастух. Если за кустами лиса, Барбос заливисто лает.
НА УЧАСТКЕ
У нас на участке растут редиска и свёкла, капуста и чеснок. Около скамейки — астры, флоксы и настурция. В стороне — кусты смородины. За смородиной — шесть старых слив. У нас чудесный участок.

МАМИН ПОМОЩНИК
Денис собрался поиграть в баскетбол, но мама сказала: «Денис, сходи в универсам, купи сметану, масло, сливки». Денис схватил сумку и помчался в универсам. Он сделал покупки по списку, который составила мама, принёс продукты домой и отправился играть в баскетбол.
СВЕТИНА КОМНАТА
У Светы есть своя комната. Брат Степан сделал Свете столик, стул, скамейку и полку. Света поставила на полку посуду и слона, посадила куклу Соню. Светина киска Ласка вскочила на скамейку и уснула.
 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С`] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ
Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
ся-сё-сю         си-се-сю
сю-ся-сё         се-си-сю
ся-си-се          си-сё-си
Произносить слова, растягивая звук [С`]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял «мостиком».
Ася, бросят, Вася, весят, гусята, Дуся, десяток, десять, косят, лисята, Люся, месяц, Муся, носят, поросята, просят.
Сёма, весёлый, гусёнок, лисёнок, поросёнок, посёлок, тесёмка, сюда.
Сибирь, сигнал, сидеть, сизый, сила, сильный, синева, синий, синица, синька, сирень, сироп, ситец, сито, босиком, бросит, василёк, висит, гуси, косилка, лисий, лисичка, носилки, носит, осинка, персик, погасил, просит.
Семь, сел, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, семечки, кисель, висел, посев, песец, осенний, весенний, осень, село, седло, сезон. Серёжа, серебро, секунда, плесень.
Гусь, лось, ось, рысь, весь, брось, борюсь, боюсь, Васька, письмо, восьмой, Моська, тесьма.
Свежий, свет, светлый, свёкла, свёрток, свинка, свитер, свечи, сверчок.
След, слева, слёт, сливы, сливки, слить, слякоть.
Смех, смелый, смена, сметана, смять, снег, снежок, снегирь, снимок.
Спеть, спелый, спица, спинка, спячка, степь, стены, стих, стирка, стёкла, Стёпа.
Свист, смесь, снести, спросить, сесть, сеанс, совсем, сосиска.
Произносить предложения, растягивая звук [С] в словах.
На осинке сидят синицы. Персики висят под листьями. Люся несёт васильки. Сеня пил кисель. Серёжа сидит в седле. Лось силён. Осенью на улице слякоть. На снегу следы рыси. У свиньи поросята, у гусыни гусята. Ася чистит лисички.
Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звука [С`] в словах.
ОСЕНЬ
Вот уж с веток листья облетели,
Дождь с утра, и в тучах неба просинь.
В огороде овощи поспели...
По приметам видно — это осень.
Вася Асе васильки Собирает у реки.
Лес сегодня синий-синий,
На ветвях мохнатый иней.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С-С`]
Учимся различать звуки [С] и [С`] в слогах.
са-ся   са-ся-са
сы-си  сы-си-сы
сэ-се   сэ-се-сэ
со-сё   со-сё-со
су-сю  су-сю-су
ся-са   ся-са-ся
си-сы  си-сы-си
се-сэ   се-сэ-се
сё-со   сё-со-сё
сю-су  сю-су-сю
Учимся различать звуки [С] и [С`] в словах.
Сад — сядь    Лиса — лисята
 Сом — Сёма 
Коса — косяк           
Гусак — гусята
Усатый — десятый
Весы — висит
Бусы — бусинки
Косынка — косилка
Сок — Васёк 
Роса — поросята     
Усатый — десятый 
Фасоль — осёл
Сын — синий          
Весы — висит
 Вес — весь
Сыр — кассир          
Бусы — бусинки
Рис — рысь 
Сыч — лисичка       
Косынка — косилка
Лис — лисья
Учимся различать звуки [С] и [С] в предложениях.
Соня сеет фасоль. Сёма поймал усатого сома. Сеня строит навес. У кабана полосатые поросята. У Ларисы синие бусы. Муся пьёт сливовый сок. Рысь притаилась на сосне. У Симы красная косынка. Стас и Денис носят на носилках песок. У лисы семь весёлых лисят.
Выучить двустишия, предварительно отработав правильное произношение звуков [С] и [С`] в словах.
Пёс шагает в гости к киске,
Как букет, несёт сосиски.
На сосне сова сидела,
На совят своих глядела.
Заучить потешку, отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах.
Добрый вечер, сад, сад,
Все деревья спят, спят.
И мы тоже все уснём,
Только песенку споём.
****

Нашим деткам — дон, дон,
Пусть приснится сон, сон.
Доброй ночи, сад, сад,
Все деревья спят, спят.
И нам тоже спать пора,
До утра...(белорусская колыбельная)

Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звуков [С] и [С].
ОСА
Люся сидела в саду на скамейке и чистила сливы. Над сливами вились осы. Одна оса укусила Люсю за нос. У Люси покраснело всё лицо.
ОСЛИК
Тётя Ася купила Сене серого пластмассового ослика. У ослика грустные глаза и чёрный носик. На ослике красное седло с синей тесьмой. Сеня смотрит на ослика и думает: «Почему ослик невесёлый? Наверное, он скучает по маме». Сейчас Сеня нарисует ослику маму, и ослик повеселеет/
БАСЬКА
У Алисы есть киска Баська. Баська усатая, полосатая. У Баськи светлые носочки и красивый хвост. Баська стучит лапкой по миске, просит есть. Алиса несёт «Вискас», насыпает в миску: «Кис-кис, Баська. Вот „Вискас"». Лиска ласкается: «Спасибо, Алиса!»

Отработав произношение звуков [С] и [С`] в словах, поиграть в подвижную игру.
САМОЛЁТ

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
(Дети бегают по группе, расставив руки в стороны.)
А потом вернёмся к маме.
(А.Варто)


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий