30 января 2015 г.

Школа для заботливых родителей



СОВЕТЫ 
 родителям в работе с детьми с ОВЗ

Каргаполова Татьяна Геннадьевна, воспитатель  МБОУ «Школа – интернат № 4  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,  г. Пермь.
 В настоящее время увеличилось количество детей с ОВЗ, в частности с тяжёлым нарушением речи.

 Как известно, речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка.  Развитие речи – это важная задача в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста. У детей с ТНР актуальной задачей стоит коррекция речевой деятельности. Это сложный процесс и поэтому в помощи нуждаются не только дети, но и их родители. Необходимо помочь родителям с детьми с ТНР увидеть проблему ребёнка и предложить определённые виды деятельности, позволяющие принимать активное участие в процессе по преодолению речевого дефекта ребёнка. Взаимодействуя с семьёй, воспитывающего ребёнка с ТНР, является одной и сторон деятельности педагога.  Для детей с ТНР характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, ограниченный запас общих представлений, обеднённый словарь, потеря интереса к занятию. Поэтому работая с детьми с речевой патологией и сталкиваясь с проблемами их обучения, педагогам приходится искать средства, облегчающие процесс усвоения детьми материала. Помощь таким детям оказывается педагогами, как на специальных занятиях, так и во внеурочной работе. Я как воспитатель, одним из средств, в развитии речи у детей с ТНР, выбрала занятия Оригами.  Цель работы – создание условий для реализации коррекционной работы по развитию речи через творческую деятельность;  Оригами – сложение различных фигурок из разноцветной бумаги. Это доступный и общеизвестный вид деятельности, позволяющий решать многие задачи. В частности, с помощью оригами можно:  
47 

- расширить активный и пассивный словарь; - уточнить и автоматизировать знания об окружающем мире; - овладеть грамматически правильной связной речью; - развить внимание, так как приходиться сосредоточиться на выполнении работы; - развить мышление, творческое воображение; - стимулировать развитие памяти, так как для того чтобы сделать поделку нужно запомнить последовательность, приёмы и способы складывания бумаги; - закрепить знания о геометрических фигурах (угол, сторона, квадрат, треугольник); - учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; - активизировать мыслительную деятельность; - совершенствовать трудовые умения ребёнка; - формировать культуру труда. Соблюдение правил в работе с бумагой, запоминание условных обозначений, схем сборки игрушек – всё это дисциплинирует, прививает к аккуратности и точности действий. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизация по знакомой сказке. Дети становятся сказочными героями, путешествуют в мир цветов, животных. Через творческую деятельность решаются многие задачи более эффективно.  Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук.  Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы (М.М. Кольцова) М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершаются под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт я и использую в своей работе для стимулирования речевого развития детей путём тренировки движений пальцев рук. И это далеко не все достоинства, которое заключает в себе волшебное искусство оригами. Из опыта работы могу сказать, что ничто так не объединяет детей, как общее дело.  Складывание и художественное оформление фигурок оригами доставляет детям огромное удовольствие, а также огромную радость от общения с близкими людьми. Так занятия оригами позволяет провести свободное время с пользой для общего развития. Родители, которые уделяют должное внимание, развитию ребёнка, используя в играх оригами, развивают мелкую моторику руки, влияют на интеллектуальное развитие ребёнка, а главное способствуют развитию речи. Игры, занятия оригами в домашней обстановке позволяют создать атмосферу добра, безопасности, творчества, поддержки и веры в успех. Важно, чтобы ребёнок поверил, что вы всегда рядом и придёте на помощь, независимо от его результатов. Перед родителями стоит задача создать условия для успешности ребёнка. Помните, что ребёнку нравится то, что у него получается. Поэтому задавайте ребёнку задания и поделки по силам. Даже маленький успех, увеличенный родительским вниманием и одобрением, окрыляет, развивает интерес, рождает желание решать более сложные задачи. Таким образом, занятие Оригами способствует развитию фантазии и творчества, конструктивного мышления и сообразительности, даёт знание об окружающем мире, обогащает словарь детей, формирует умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитие и речь. 
48 

А главное, организуя творческую деятельность детей, мы воздействуем на сознание, чувства, поступки детей, вызываем желание стать лучше и добрее.  Надеюсь, что мой опыт работы поможет вам, уважаемые родители, решить многие проблемы в развитии речи ваших детей. 

Литература Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль «Академия развития», 2003 Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка», М., 1973 Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка», Ярославль «Академия развития», 1997 



Комментариев нет:

Отправить комментарий